Роль типографики в дизайне

Роль типографики в дизайне

Какой бы сферой вы не занимались, будь то графическим дизайном, веб-дизайном, версткой, вам необходимы знания правил типографики. Типографика — искусство оформления текста с соблюдением ряда правил, помогающие дизайну работать, доносить идею, эмоции и побуждать к действию.

Функции типографики

Главной целью типографики — соединить визуал и текст в единое целое. Дизайнер подбирает шрифт, размер, нужный цвет, начертание букв и тем самым передает нам информацию, настроение, формирует впечатление. Типографика используется при создании логотипов, презентаций, в рекламе, в городской навигации. Основными требованиями к оформлению текста являются:

  • удобочитаемость;
  • акцентированность.

Первый пункт важен для линейного прочтения, когда можно прочитать текст от начала до конца, ни на что не отвлекаясь. Так пишут книги, статьи.

Второй пункт применяется, когда нужно сконцентрировать внимание и прочитать текст выборочно.

Базовые правила типографики

В одном дизайне можно использовать не более 2, максимум 3 вида шрифта. Чем меньше текста, тем меньше шрифтов нужно использовать.

Акцидентный шрифт применяется для заголовков, а наборный текст – для больших массивов текста. Эти два шрифта должны отличаться. Наборный текст должен быть легким и приятным для чтения, а акцидентный – бросающимся в глаза, привлекающим внимание.

Все шрифты должны быть близкими по стилю, желательно из одной гарнитуры. Гарнитуры шрифтов бывают:

  • антиква (шрифт с засечками);
  • брусковый (египетский);
  • гротеск (шрифт без засечек);
  • декоративный (акцидентный);
  • рукописный.

Антиква появилась в 15-17 веках и напоминала письменность от руки, которую использовали в книгах. Отличительной чертой старого стиля антиквы были наклонные овалы букв и несимметричные засечки.

Такой шрифт хорошо смотрится в  новостных изданиях, деловых газетах, на визитках и документах.

Антиква используется для придания тексту официальности, весомости, классической позиции.

В 17-18 веках антиква отличалась большим контрастом и симметричными засечками. Это знаменитые шрифты Times New Roman, Baskerville и Georgia, которыми мы пользуемся до сих пор.

И новая антиква пришла к нам в конце 18 века из Франции. Здесь уже нет наклона, а контраста еще больше. Такой шрифт придает еще больше строгости и официальности, но уступает по удобочитаемости.

Последний вид антиквы, брусковый, появился в Англии в 19 веке. Брусковый шрифт имеет ровные прямоугольные засечки и низкий контраст. Такие шрифты напоминают набранный текст на печатной машинке.

Брусковый шрифт также называют египетским шрифтом. Это собирательное название. В начале 19 века во Франции было модно все египетское и шрифты в том числе.

Например, очень популярен шрифт Clarendon. Его активно используют в современном дизайне.

Противоположным антикве стали шрифты без засечек, гротеск. Буквы здесь имеют ровные края. Его значение обозначает «причудливые» и являлся как бы насмешкой над тем, как сильно он разнится с антиквой. Гротеск  очень современен, минималистичен и популярен, особенно в веб-дизайне. Его используют также для рекламных целей, оформления заголовков газет, книг, статей, при создании логотипов.

Самые известные старые гротески – Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk. Самый известный новый гротеск – шрифт Helvetica. Если у шрифтов старого гротеска наблюдался небольшой контраст, одинаковой ширины буквы, грубые геометрические формы, то в новой версии нет контраста, одинаковая ширина и спокойные геометрические формы.

Декоративный шрифт служит для украшения, придания некой красивости.

Акцидентный шрифт может быть забавным, оригинальным. Его обычно используют в заголовках, коротких текстах.

Рукописный шрифт или скрипт используется для передачи настроения и имитирует написание текста от руки. Он бывает двух видов: формальный и неформальный. Формальный шрифт напоминает каллиграфию, прописи и применяется при оформлении поздравительный открыток, приглашений, писем. Неформальный шрифт может быть похож на детский почерк, граффити. Его используют при оформлении школ, благотворительных акций, детских кружков.

Шрифты должны сочетаться между собой и составлять гармоничные или контрастные пары. Контраст может быть по размеру, насыщенности, начертанию, аксессуарам. Можно комбинировать шрифт с засечками и без засечек. Можно подбирать пары по высоте строчных знаков и ширине глифов. Гармоничные сочетания основаны на шрифтах со схожим каркасом.

Примером гармоничного сочетания служат шрифты из одной гарнитуры, где задается контраст размера, насыщенности, начертания. Если пара из одной гарнитуры, то берется один шрифт жирный, а другой потоньше.

Можно брать шрифты из разного семейства, но тогда ищем похожие элементы, толщину, ширину линий, схожий каркас, пропорции, контрастность.

Контрастные пары подбираются по настроению, аксессуарам, художественному стилю. Это самый сложный, но эффективный вариант.

Нужно учитывать специфику, деятельность компании, для которой делается дизайн. В соответствии с этим будет подбираться и шрифт. Например, не стоит брать веселенький шрифт для банковской сферы, где нужно подчеркнуть серьезность и надежность.

В типографике важно придерживаться единой размерной сетки. Для удобочитаемости и легкого чтения необходимо разбивать текст на блоки, абзацы. Также не следует забывать об иерархии. Визуальная иерархия помогает акцентировать внимание на определенные части контента. Вы как бы создаете путь, по которому ведете читателя в нужное вам место.

Важные характеристики в типографике, которые должен знать каждый дизайнер:

  • трекинг (межсимвольное расстояние в строке или массиве текста, для строчных букв – равно ширине самой узкой буквы i, т.е. равно 0 pt, для прописных — 120-200 pt);
  • интерлиньяж (расстояние между строками от низа одной строки, до низа второй строки — в 1,5 раза больше буквы);
  • кернинг (межбуквенное расстояние между двумя соседними буквами);
  • кегль (размер шрифта по вертикали с учетом заглавных шрифтов);
  • длина строки (количество символов в строке 40-80, в идеале 60 символов).

Так как у букв, символов разный каркас и строение, то кернинг мы настраиваем визуально.

Есть еще понятие выключки, выравнивания текста. В печатной типографике принято выравнивать по левому краю и по ширине, в веб типографике — по левому краю. При выравнивании по ширине между словами остаются неравномерные пробелы.

На сленге дизайнеров существуют термины «Вдовы» и «Сироты». Это обозначает висячие строки. «Вдовы (widow)» – одинокие слова на строке, которые оказываются в конце абзаца. «Сироты (orphan)» – висячие строки, которые переместились на новую страницу. Такие ошибки нужно исправлять.

Знание маленьких нюансов хорошей типографики, такие как написание кавычек при помощи елочек, а не запятых, использование тире вместо дефиса помогут перейти дизайнеру из разряда новичков в разряд профессионалов.

Типографика – это искусство, покорив которое, вы сможете умело передать информацию, сделать текст живым и достучаться до читателя.

PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com
Top
×